Автор:admin

ИНВЕСТИЦИИ В ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИИ

Представители Минэкономразвития РФ и эксперты отрасли утверждают, что рынок энергоэффективных технологий обладает инвестиционным потенциалом. Новая редакция комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики России может если не кардинально поменять ситуацию, то поспособствовать положительным сдвигам в этом направлении.

Скорректированная стратегия

«Мы слышим об энергоэффективности уже не первый год, видим позитивные примеры в различных отраслях; сегодня реализуются серьезные проекты, но этого недостаточно, — считает директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Министерства экономического развития РФ Петр Бобылев. — Сейчас необходимо оптимизировать и масштабировать наши действия. Это комплексные задачи, касающиеся технических, финансовых и организационно-правовых моментов.

Поэтому Минэкономразвития актуализирует комплексный план по энергоэффективности, в котором будут задействованы наиболее значимые инструменты для достижения поставленных целей. Сюда будет входить набор нормативно-правовых актов, включающих в себя меры стимулирования тех или иных отраслей. Отдельные блоки будут посвящены энергосервисным направлениям и популяризации темы энергоэффективнсоти на всех уровнях. К работе планируется максимально привлечь регионы, отраслевые центры.

Кроме этого, мы считаем необходимым создание рейтинга субъектов по достижению целевых показателей в плане энергоэффективности и энергосбережения».

По мнению экспертов, новая редакция документа позволит продуктивно работать с такими направлениями, как энергоэффективность и энергосбережение, поскольку позволит решать как глобальные, так и локальные задачи.

«Основные ориентиры — снижение энергоемкости ВВП и экологическая повестка, — отмечает директор Национального центра энергоэффективности Екатерина Кваша. — По нашей оценке, только управление технологическим фактором позволит к 2030 году снизить энергоемкость по отношению к 2017 году на 20%».

Екатерина Кваша

Стоит отметить, что некоторые программы энергосбережения, в частности — в бюджетном секторе, уже продемонстрировали экономическую эффективность. Например в 2019 году в Санкт-Петербурге на программы энергосбережения государственных бюджетных учреждений было потрачено 1,8 млрд рублей. В результате экономия энергоресурсов и воды за 2019 год составила 1,2 млрд рублей.

«За последние три года уже несколько команд пытались развивать это направление, — отмечает референт Департамента промышленности и инфраструктуры Аппарата Правительства РФ Виталий Ковальчук. — Надеюсь, что после окончательного утверждения нового плана тема приобретет новый импульс.

Виталий Ковальчук

Документ будет охватывать все направления, которые могут быть регламентированы на уровне административных механизмов. Один из важных аспектов, который сейчас прорабатывается в Минэкономразвития РФ, касается совершенствования муниципальных программ по энергосбережению. Скорее всего, Минэнерго с целью систематизации работы получит механизм контроля и мониторинга по ключевым показателям.

Еще одно направление, которое будет прописано в документе, — максимальное использование вторичных материальных ресурсов. Хотя это больше ориентировано на экологию, но я уверен, что это будет тесно пересекаться с вопросами энергоэффективнос-ти и ресурсосбережения. Сейчас нужно не просто развивать это направление, но делать это в увязке с экологической повесткой и цифровизацией экономики. Надеюсь, что принятие новой редакции плана произойдет до конца этого года и на ближайшие несколько лет мы будем иметь основополагающую доктрину».

Инвестиционно-привлекательный сервис

Один из основных вопросов в плане по повышению энергетоэффективности касается финансирования. Пока неясно, сохранится ли в новой редакции принципиальная позиция, согласно которой регионам будут возмещать часть затрат на энергоэффективные мероприятия.

«Пока сложно ответить, останется ли в новом плане место федеральному финансированию энергоэффективности регионов. Будем надеяться, что да, — отмечает Екатерина Кваша. — После того как документ прошел первый этап согласования, было получено большое количество дополнений и замечаний. Думаю, что конечная версия будет отличаться. Со своей стороны мы будем настаивать на том, чтобы федеральное финансирование все же сохранилось».

Представители Минэкономразвития данный аспект пока не комментируют, однако уверены, что данное направление является перспективным с точки зрения привлечения внебюджетных инвестиций.

«Энергосервис как инструмент уже проявил себя с положительной стороны, считает Петр Бобылев. — Мы полагаем, что дополнительные меры стимулирования потенциальных инвесторов, массовое привлечение внебюджетного финансирования — это достаточно мощный драйвер. Более того, мы видим огромный инвестиционный потенциал не только в энергоемких отраслях экономики, но и в жилищном секторе».

Пока Россия не может похвастаться большим количеством примеров частных инвестиций по программам энергоэффективности в жилом секторе. Тем не менее, по словам председателя экспертного совета Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Ирины Булгаковой, удачные кейсы все же есть. В основном в тех регионах, где в энергосервисных контрактах заинтересованы либо местные власти, либо активные ТСЖ.

Ирина Булгакова

«Сюда можно отнести Якутию, Москву, отчасти Татарстан, — приводит пример Ирина Булгакова. — По законодательству ответственность за энергоэффективность многоквартирного дома лежит на собственниках.

Что им дает энергосервис? Скажем, после аудита энергосервисная компания приходит к выводу, что потребление можно сократить в среднем на 30-35% Далее в течение первых 5-6 лет, чтобы окупить оборудование, монтажные работы и содержание этого оборудования, сэкономленная сумма из платежей обычно делится между компанией и потребителями в пропорции 80% на 20%. А после того, как все это окупается, обычно эта сэкономленная сумма распределяется уже «зеркально». 80% получают собственники, 20% — энергосервисная компания, которая в основном тратит эти деньги на поддержку работы оборудования. Самое главное преимущество энергосервисного контракта заключается в том, что он гарантирует не установку оборудования, а кономический эффект. Иначе компания не получит денег».

При этом, как уточняет Ирина Булгакова, если по итогам предварительного аудита выясняется, что экономия будет ниже 25%, то вряд ли энергосервисная компания заинтересуется проектом.

Особенности регионального энергосервиса

Еще одним препятствием тиражирования энергоэффективных технологий в жилищном секторе являются некоторые юридические моменты. В октябре, в рамках расширенного заседания Общественного Совета при Минстрое РФ и Ассамблеи региональных общественных советов в сферах строительства и ЖКХ, ведомству было рекомендовано создать правовой механизм заключения энергосервисных контрактов в рамках капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома с внесением соответствующих изменений в Жилищный кодекс РФ. Предусмотреть возможность применения механизма субсидий и компенсации гражданам при внесении платы по энергосервисному договору.

Предложение заключается в том, что работы по модернизации инженерных сетей проводятся за счет инвестора, а в дальнейшем собственники расплачиваются за счет образовавшейся экономии коммунальных ресурсов.

Пока энергосервисные контракты заключаются только в бюджетных учреждениях. Как рассказала исполнительный директор Ассоциации региональных операторов капитального ремонта Анна Мамонова, большинство регионов утвердили расширенный перечень дополнительных работ на старте работы систем капремонта (утепление фасадов, установка приборов учета и регулирование ресурсов в домах). Однако, поскольку эти работы дорогостоящие, некоторые субъекты начали отказываться от практики энергоэффективного капитального ремонта.

Анна Мамонова

«Для того чтобы принятие решений по исключению энергоэффективных мероприятий из программ капремонта не было бездумным, мы рекомендуем воспользоваться практикой. Она положительно себя зарекомендовала в Республике Хакасия, Чувашской Республике, Тюменской области, — уточняет Анна Мамонова. — Речь идет об экспресс-энергоаудите дома, который «встраивается» в этап проектирования.

Это значит, что перед тем, как принять решение о достаточно дорогостоящем утеплении дома или установке оборудования по учету и регулированию ресурсов, проверяется потенциал экономии на доме. В случае, если потенциал существенный, то работы по программе капремонта выполняются за счет дополнительных взносов. А если потенциал экономии отсутствует или он несущественный, то могут выполняться иные мероприятия.

Плюсом данного экспресс-энергоаудита является его низкая стоимость, что и позволяет «встраивать» его в этап проектирования. Также у него достаточно простая методология, которая схожа с калькулятором «помощник ЭКР» Фонда ЖКХ».

ВВЕРХ