Автор:admin

«Энергетика и промышленность России» о проекте BIOCOM

В рамках проекта «Российско-финский центр компетенций в сфере биоэкономики – БИОКОМ», осуществляемом в рамках Программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия» 2014-2020 гг, в журнале «Энергетика и промышленность России» опубликована статья: Биоэкономика нуждается в безграничном продвижении.

Текст статьи:

Биоэкономику можно назвать сочетанием биотехнологий и инноваций в производстве продукции и получении энергии. Это направление, в котором Россия пока еще лишь наращивает обороты при активной поддержке Правительства РФ.

Еще в апреле 2012 г. утверждена Государственная комплексная программа развития биотехнологий в РФ до 2020 г. – «БИО-2020». А в сентябре 2019 года Россия подписала Парижское соглашение по климату, что способствует ускорению развития биотехнологий на территории нашей страны.

Инструменты продвижения биотехнологий в России – государственные целевые программы, бизнес-инвестиции, национальные и международные проекты. Примером сотрудничества с другими странами стал двухгодичный проект «БиоКом», разработанный в рамках Программы приграничного сотрудничества «Россия – Юго-Восточная Финляндия 2014‑2020» и стартовавший в июне 2019 г.

В рамках этого проекта создан российско-финляндский центр компетенций в сфере биоэкономики, способствующий гармонизации образовательных, исследовательских и технических подходов.

Одним из мероприятий проекта «БиоКом» стал недавний фестиваль энергосбережения и экологии #Вместе Ярче, организованный в сентябре 2019 года в городе Луга Ленинградской области подведомственным комитету по топливно-энергетическому комплексу Ленинградской области ГКУ ЛО «Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области». Кроме партнеров проекта, в нем участвовали образовательные учреждения и энергокомпании Санкт-Петербурга и Ленобласти. На своих площадках участники демонстрировали инновационное энергооборудование, учебные материалы и перспективные технологии, проекты и действующие модели.

Организаторы мероприятия провели викторину по оценке информированности в биоэкономике и ВИЭ среди учащихся образовательных учреждений Лужского района. Как показали итоги опроса, 90 % школьников не знают, что такое биоэкономика. Из известных биотехнологий они назвали ветрогенераторы и солнечные панели. На вопрос о преимуще-ствах ВИЭ более 60 % респондентов ответили, что они дешевле. Экологический аспект упомянули около 40 % участников анкетирования.

В ходе сравнения развития биоэкономики в России и Финляндии эксперты выявили несколько барьеров для внедрения биоэкономического подхода: ограниченную доступность данных о загрязнении окружающей среды агропредприятиями; недостаток информации и отсутствие обмена сведениями о методах и технологиях внедрения концепции биоэкономики в сельском хозяйстве; нехватка образовательных структур, обучающих различным аспектам биоэкономики для аграрного сектора и других отраслей.

Проведенная аналитика позволила сформулировать главную цель проекта: внедрение и продвижение концепции биоэкономики на приграничных сельскохозяйственных территориях Финляндии и России с помощью информационно-образовательных мероприятий и практических примеров.

На достижение этой цели направлен российско-финляндский Центр компетенций в сфере биоэкономики на базе ведущего партнера проекта – Института агроинженерных и экологических проблем сельскохозяйственного производства – филиал ФГБНУ ФНАЦ ВИМ. Задача Центра – аккумулировать международный опыт биоэкономики и экологически безопасных технологий в сельском хозяйстве и перерабатывать его в образовательные программы, транслируя, в том числе на веб-сайте проекта. Кроме того, Центр планирует организацию регулярных встреч специалистов для обмена мнениями по различным направлениям науки, экологии, энергетики, экономики, сельского хозяйства. В рамках проекта планируется создание новых инновационных площадок с пилотным внедрением технологий и организацией новых рабочих мест.

Создание международного Центра компетенций приведет к формированию нового информационно-образовательного пространства, необходимого для практического освоения биоэкономики.

ВВЕРХ